Фонд «Интеллект»

«Мы исследуем переход от цифровизации к автоматизации отдельных элементов учебного процесса посредством технологий искусственного интеллекта»

04.02.2025

Одним из победителей конкурса на получение грантов для авторов курсов и факультативов, поддерживаемого фондом «Интеллект», стала кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и информационных технологий Факультета иностранных языков и регионоведения МГУ Анна Авраменко. Молодая ученая прочтет свой новый обязательный курс «Языковые модели: классификация текстов и распознавание именных сущностей» в весеннем семестре. Фонд «Интеллект» выплачивает индивидуальный грант победителям конкурса в размере 550 тысяч рублей на разработку и апробацию нового семестрового курса.

Анна Авраменко побеждает в Конкурсе третий раз: до этого был разработан и обновлен курс по выбору «Основы обработки естественного языка технологиями искусственного интеллекта», а также в команде фонда ей был запущен в прошлом семестре межфакультетский офлайн-курс на английском языке «Introduction to natural language processing and text analytics», на котором обучались и выполняли домашние задания 38 человек с разных факультетов МГУ. 

 

– О чем ваш курс «Языковые модели: классификация текстов и распознавание именных сущностей»?

– Целью Курса является формирование способности использовать теоретические основы дистрибуивной семантики и компьютерной лингвистики для выбора и дообучения больших языковых моделей, направленных на решение задач классификации текстов и распознавания именных сущностей. Курс является обязательным по учебному плану новой междисциплинарной магистерской программы «Искусственный интеллект для обработки текстов и генерации речи».

– Что на ваш взгляд самое важное в нем?

– Студент в результате освоения Курса и в качестве итогового проекта по нему должен реализовать практическую часть своей магистерской диссертации. Практические проекты будут выполняться поэтапно в течение всего курса в качестве самостоятельных домашних заданий, выполняемых по образцу задач, которые будут разобраны на занятиях. В дополнение к учебным задачам будут рассмотрены кейсы машинного обучения из актуальных проектов, в которых участвую я, а именно междисциплинарный проект No 23-Ш02-26 при поддержке Программы развития МГУ и проект «Голос-ОК» при поддержке ФАСИ.

– Как вы стали ученым? Почему стали заниматься наукой?

– В детстве больше всего я любила играть в «школу», потому что все мои близкие преподавали в разных вузах, а я всегда мечтала поступить в МГУ. На ФИЯР мне посчастливилось учиться у ведущих отечественных специалистов по методике преподавания иностранных языков, они вдохновили меня на исследования в области педагогики.

– Что вы исследуете? Ваша первая серьезная задача?

– 12 лет назад я защитила диссертацию по мобильному обучению, потому что всегда считала, что технологии представляют заметную угрозу для системы образования, и именно поэтому требуют тщательного изучения для разработки эффективных моделей их интеграции. За более чем 10 лет существования моего научного семинара для себя я сделала вывод, что наибольшую пользу электронные образовательные ресурсы несут в сфере формирования индивидуальной траектории обучения. На сегодняшний день мы исследуем переход от цифровизации к автоматизации отдельных элементов учебного процесса посредством технологий искусственного интеллекта.

– Чем вы занимались, если бы не стали ученой?

– Я бы работала в школе.

– Ваше любимое место в Москве?

– Арбатские переулки.

– Что читаете, что любите смотреть?

– На днях посмотрела с дочкой «Валл-и» (2008) и в очередной раз поймала себя на мысли о том: что, каким образом и в какой мере становится из фантастики реальностью. Теперь хочу перечитать Стругацких, Адамса и Лю Цысинь.

– Дайте совет начинающему ученому.

– Не бояться ошибок.

– О чем мечтаете?

– О почти нереальном: о том, чтобы в перспективе пары десятилетий, благодаря роботам, люди стали добрее и честнее.