Фонд «Интеллект»

«Основная цель курса состоит в развитии инновационных профессиональных компетенций ХХI века у будущих педагогов иностранных языков в области применения ИИ»

12.03.2025

Одной из победителей конкурса на получение грантов для авторов курсов и факультативов стала доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедры теории преподавания иностранных языков ФИЯР МГУ Светлана Владимировна Титова.

Ученая прочитает свой новый курс «курс «Pedagogical design of intelligent models for teaching foreign languages» на английском языке в весеннем семестре. Фонд «Интеллект» выплачивает индивидуальный грант победителям конкурса в размере 550 тысяч рублей на разработку и апробацию нового семестрового курса.

Ранее, Светлана Владимировна также принимала участие в проектах фонда -получала два раза гранты на разработку курсов «Интеллектуальные системы обучения иностранным языкам на базе ИИ» (осень 2023) и «Нейродидактика обучения иностранным языкам» (весна 2024).

 

– О чем ваш курс «Pedagogical design of intelligent models for teaching foreign languages» (педагогический дизайн интеллектуальных моделей обучения иностранным языкам)?

– Курс посвящен развитию профессиональных компетенций будущих педагогов в области использования ИИ для обучения иностранным языкам. Слушатели курса научатся разрабатывать педдизайн учебных материалы с использованием ИИ, учитывая индивидуальные особенности обучающихся; использовать ИИ для анализа и мониторинга прогресса студентов и коррекции образовательных стратегий; выбирать платформы и приложения на базе ИИ для языкового обучения в зависимости от контекста и целей обучения и оценивать их дидактический потенциал; проводить исследования по оценке эффективности применения ИИ в обучении иностранным языкам; взаимодействовать с экспертами в области ИИ и образования для обмена опытом и лучшими практиками; разрабатывать стратегии для обеспечения этичного использования ИИ в образовательном процессе, включая вопросы конфиденциальности и безопасности данных; сотрудничать в группах для создания совместных проектов и обмена идеями по интеграции ИИ в языковое образование; оценивать влияние ИИ на традиционные педагогические подходы и методики, а также адаптировать их в соответствии с новыми реалиями.

– Что на ваш взгляд самое важное в нем?

– Основная цель курса состоит в развитии инновационных профессиональных компетенций ХХI века у будущих педагогов иностранных языков в области применения ИИ. Данное направление предполагает возникновение новых профессиональных специализаций в области языковой педагогики: педдизайнер интеллектуальных моделей обучения, аналитик учебных данных, промпт-инженер в области обучения иностранным языкам, с другой стороны, поскольку курс будет проводиться на английском языке (уровень В2+), предполагается развитие иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов. Также важной особенностью курса является его междисциплинарность, так как в нем объединяются знания из области нейропсихологии, психологии, педагогики, методики и лингвистики для разработки эффективных способов интеграции техрешений на базе ИИ в обучение ИЯ. Объединение знаний из различных областей позволяет разработать подходы к проектированию интеллектуальных моделей обучения, учитывающих нейропсихологические особенности обучающихся, их языковые особенности и стратегии мотивации. Курс имеет прикладной характер, так как студенты познакомятся не только с примерами успешных кейсов ведущих российских и зарубежных компаний в данной области, но также получат практический опыт работы с ИИ в ходе семинарских занятий и выполнении 10 заданий для самостоятельной работы. Важно также то, что курса будет входить в магистерскую программу «ИИ в обучении иностранным языкам» (утверждена в сентябре 2024 г), которая была создана автором курса и набор на которую планируется в сентябре 2025 года. То есть создание и апробация курса поможет внести своевременные поправки и изменения, что повысит качество обучения по магистерской программе «ИИ в обучении иностранным языкам».

– Как вы стали ученым? Почему стали заниматься наукой?

– Так получилось, никто не мечтает с детства заниматься наукой. Ответ скорее всего – я люблю сама учиться, узнавать что-то новое, двигаться вперед, это как раз то, что предполагает научная деятельность.

– Что вы исследуете? Ваша первая серьезная задача?

– На сегодняшний момент – разработка различных интеллектуальных систем для обучения иностранным языкам.

– Чем бы вы занимались, если бы не стали ученой?

– Даже не могу представить, вообще ученые не преподают, они занимаются только исследованиями, я еще и преподаватель.

– Ваше любимое место в Москве?

– Не очень люблю большие города, живу в Подмосковье.

– Что читаете, что любите смотреть?

– Французское кино.

– Дайте совет начинающему ученому.

– Все очень сложно в этом мире, любой успех в любой профессии – это работа, работа, работа, работа и тогда все получится.