Михаил Варенцов, кандидат географических наук, научный сотрудник Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ вместе со своим коллегой, кандидатом технических наук, Михаилом Криницким стали победителями конкурса на получение грантов для авторов курсов и факультативов. Они прочитают в осеннем семестре новый обязательный курс «Машинное обучение в гидрометеорологии» для магистров географического факультета МГУ.
В 2022 году Михаил Варенцов стал победителем конкурса молодых ученых со степенью кандидата наук по теме «Технологии искусственного интеллекта для моделирования погоды и климата с высоким пространственным разрешением в Московском мегаполисе». Кроме того, молодой ученый принял участие в XI международной конференции по городскому климату, которая прошла в австралийском Сиднее в 2023 году.
Все это стало возможным при поддержке фонда «Интеллект».
Мы поговорили с заявителем курса Михаилом Варенцовым о том, почему он решил связать свою жизнь с наукой, серьезных научных задачах, образовательном курсе и мечтах.
– О чем ваш курс «Машинное обучение в гидрометеорологии»?
– Курс про методы машинного обучение и нюансы их применения в задачах гидрометеорологии, то есть при работе с данными о процессах в атмосфере и гидросфере.
– Что на ваш взгляд самое важное в нем?
– Практическая возможность применить методы машинного обучения с использованием реальных данных, полученных в результате наблюдений или физико-математического моделирования.
– Как вы стали ученым? Почему стали заниматься наукой?
–Тут две основные причины. Во-первых – моя семья, где почти все ближайшие родственники - ученые (мама - математик, папа - геофизик, бабушка и дедушка - геологи). Во-вторых, во время учебы в МГУ, на кафедре метеорологии и климатологии географического факультета МГУ, познакомился с крайне увлеченными наукой коллегами, со многими из которых с тех пор продолжаю тесно работать. Особенно этому способствовали зимние экспедиции научного студенческого общества факультета, когда за период студенческих каникул нужно было в полевых условиях решить хоть и небольшую, но реальную научную задачу - исследовать что-то, что еще никто никогда не изучал (по крайней мере, в этом месте). И все это - вместе с полевой романтикой, песнями под гитару и северным сиянием на небе. Ну, а дальше втянулся, и как-то само пошло-поехало :)
– Что вы исследуете? Ваша первая серьезная задача?
– Смотря что считать серьезной задачей. В школе, например, в рамка проектов по программированию я писал компьютерные игры, там тоже была и исследовательская компонента. Моим самым первым исследованием по специальности (по географии) был анализ закономерностей потребления алкогольных напитков в Европе - условно, где люди больше любят пиво, где вино, а где чего покрепче, и попыткой выявить предикторы этих закономерностей. Если более серьезно, то с третьего курса выбрал тему городской метеорологии - стал изучать, как города влияют на погоду и климат, и как это влияние учитывать в прогнозе погоды и других прикладных задачах. С тех пор эта тема для меня остается профильной - по ней написал и диплом, и диссертацию, и множеств статей и отчетов. Мне эта тема особенно нравится разнообразием инструментов, которые можно использовать - приходилось и экспериментальные наблюдения проводить, и физико-математические модели разрабатывать, а в последние два года благодаря поддержи Фонда «Интеллект» получилось освоить и применить в этой области методы машинного обучения.
– Чем вы занимались, если бы не стали ученым?
– Возможно, стал бы программистом или фотографом.
– Ваше любимое место в Москве?
– Воробьевы горы.
–Что читаете, что любите смотреть?
– К сожалению, при работе в научной сфере на почитать/посмотреть остается совсем мало времени. Но если оно есть, люблю «твердую» научную фантастику, из последнего понравились «Роза и Червь» Роберта Ибатуллина и «Задача трех тел» Лю Цисиня.
– Дайте совет начинающему ученому.
– Верить в себя; не бояться подаваться на молодежные конкурсы, гранты и конференции; поддерживать баланс между расширением кругозора и следованием выбранным курсом.
– О чем мечтаете?
– Из глобального - о мире, в котором разногласия и конфликты между странами не препятствовали бы совместной работе ученых из разных стран. Из более частного - побывать в Латинской Америке (единственная часть света, где еще не был).